Старшая группа (вторая)

 

 

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ: старшая  группа (вторая)

Воспитатели: Гордеева Светлана Леонидовна/ Першина Виталина Викторовна

Помощники воспитателей: Долиновская Анастасия Юрьевна/Старовойтова Надежда Александровна

НАЗВАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:  «Одуванчики»

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:  5-6 лет

Возрастные особенности детей:

ЭМБЛЕМА:

Дети с солнышком встают,

В группу «Одуванчики» идут.

Их встречает солнышко,

Лучик протянув:

«Проходите, детки,

Здесь вас очень ждут!»

 

Девиз группы:

Наша группа — «Одуванчики».

Наши детки — семена.

И тепло в ней, и уютно,

Вечно здесь царит весна!

 

Подрастут, подует ветер,

Разлетятся, не заметим.

Ждут их разные пути.

Надо им скорей расти!

А пока мы в нашей группе

Очень весело живём:

Узнаём мы мир и дружим,

И взрослеем день за днём!

 

Количественный состав группы — 23 ребёнка.

19 девочек, 4 мальчиков.

 

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

     1. Утром ребёнка умойте, оденьте.

                                     Чисто, удобно, красиво, опрятно.

                                     Если ребёнок одет аккуратно,

                                     То и ему, да и взрослым приятно.

 

                           2. Если ребёнок у вас не здоров,

                                     То вызывайте скорей докторов.

                                     В случае этом не забывайте,

                                     Нам о болезни своей сообщайте.

                           3. Просим запомнить правило третье:

                                     Милые мамы, папы и дети,

                                     Утром, пожалуйста, долго не спите,

                                     К нам в детский сад поскорее идите.

                                     Чтоб на зарядку не опоздать,

                                     Это полезно, позвольте сказать.

                          4. Вечером времени зря не теряйте,

                                     Во время Ваших детей забирайте.

                                     Если ребёнок спокоен и весел,

                                     Вы очень счастливы будете вместе.

 

 

 

 

Предметно-пространственная среда в группе

Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге — учит учиться.

Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.  

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

           Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Анатомо-физиологические особенности

 Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.

Развитие личности

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

  

 

 

 

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

     К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

     Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

     Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

      Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

      Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

     Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 

 ВНИМАНИЕ:

— выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;

— находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов.

ПАМЯТЬ:

— запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

— рассказывать наизусть несколько стихотворений;

— пересказать близко к тексту прочитанное произведение.

МЫШЛЕНИЕ:

— определять последовательность событий;

— складывать разрезанную картинку из 9 частей;

— находить и объяснять несоответствия на рисунках;

— находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

— находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА:

— счет в пределах 10, знакомство с цифрами;

— правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». Уравнивает неравные группы предметов двумя способами;

— сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения;

— называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;

— называет текущий день недели.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

— имеет достаточно богатый словарный запас;

— может участвовать в беседе, высказывать свое мнение;

— составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

ПОЗНАНИЕ:

— различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;

— классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны;

— знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес;

— знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

— знает стихотворения, считалки, загадки;

— называет жанр произведения;

— драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения;

— называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

 

Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

 

Вам как его родителям важно:

 

  • С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению
  • Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. — Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
  • Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
  • Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.