Занимательные финансы

 

Возраст 5-7 лет — оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. В настоящее современное  время знать эти основы так же необходимо, как уметь пользоваться вилкой и ножом. Очень важно, чтобы дети не только имели представление о финансах, но и умели о них говорить. Полученные знания помогут принимать первые финансовые решения и станут основой для дальнейшего формирования финансовой культуры.

 

 

 

 

 

Тематический план организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

на 2022-2023 учебный год

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп ДОУ.

Тема Базовые понятия Формы и методы работы Итоговый результат

 

Тема 1.

«Без труда

нет жизни

на земле»

 

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар,

услуга

 

Беседа, игра-соревнование,

ситуационные задачки,

фотовыставка, конкурс

проектов, викторина, загадки,

мини-спектакль

Уважительное отношение

детей к труду

Тема 2.

«Что такое

деньги, откуда они

берутся и зачем они

нужны»

 

Деньги, монета, купюра,

доход, заработок,

заработная плата

 

Беседа, обсуждение, игра,

ситуационные задачки,

сказка, папка-передвижка,

интерактивный мини-

спектакль, восприятие

художественной литературы

Знание, что деньги –

вознаграждение за работу

Тема 3.

«Покупаем,

продаем,

обмениваем»

 

Покупка, цена, продажа,

обмен, расходы,

покупатель, продавец,

выгодно, невыгодно,

дорого, дешево.

Потребность, капризы,

желание, возможность

Исследование, ситуационные

задачи, интерактивный

мини-спектакль, игра,

беседа, обсуждение, папка-

передвижка, творческо-

трудовая деятельность, игра-

праздник, конкурс проектов

Понимание того, что

нужно жить по средствам

и тратить деньги с умом

Тема 4.

«Тратим

разумно, сберегаем

и экономим»

 

Личный бюджет,

карманные деньги,

семейный бюджет,

домашнее хозяйство.

Сбережения, копилка,

кошелек

 

Беседа, восприятие

художественной литературы,

игра, загадки, викторина,

интерактивный мини-

спектакль, ремонт игрушек

Умение экономить

и сберегать. Знание,

что сберегать непросто,

но полезно, и что важно

бережно относиться

к вещам, игрушкам, деньгам

Тема 5.

«Учимся

занимать и отдавать

долги»

 

Долг, должник, заем Беседа, ситуационные задачи,

папка-передвижка, восприятие

художественной литературы,

обсуждение поговорок

и пословиц

Умение отдавать «долги»,

ответственное

и уважительное отношение

к собственности другого

человека

Тема 6.

«Учимся

планировать»

 

План, экономия Игра, папка-передвижка,

беседа, ситуационные

задачи, тематический стенд,

исследование, обсуждение

Умение ставить цели,

первичные навыки

планирования

Тема 7.

 «Богатство

и бедность»

 

Богатство, бедность,

жадность, щедрость

 

Беседа, ситуационные

задачи, игра, восприятие

художественной литературы

и обсуждение, конкурс

проектов, интерактивный

мини-спектакль

Знание об истинных

ценностях и богатстве

человека – семье, друзьях,

здоровье

·         Каждая тема может включать несколько занятий. Воспитатель сам определяет, какие использовать формы и методы работы по каждой теме и в каком объёме отобрать материал для конкретного занятия с учётом степени подготовленности и особенностей детей, а также решает, как задействовать в общей работе все предлагаемые формы и методы-в полном объёме или частично (см. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович,  Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская    -4-е издание.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.-32с.).

·         Предусмотрено активное приобщение родителей к образовательному процессу. Варианты взаимодействия представлены в Рабочих программах и Планах взаимодействия с семьёй заявленных групп.

 

Основные пособия в МАДОУ «Детский сад «Малышок»

серия «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

  для формирования основ финансовой культуры у детей 5-7 лет

Если ребёнку вовремя не объяснить, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и бережно к ним относиться, то у него может сложиться собственное мнение о деньгах и совсем нет гарантий, что оно будет верным. Поэтому правильное отношение не только  к деньгам, но и к труду, которым они достаются, нужно прививать с малых лет. Не следует избегать темы денег в беседах с детьми дошкольного возраста. Простые и понятные беседы помогут ребёнку сформировать правильное отношение к деньгам. Дети в игровой форме знакомятся с основными понятиями финансового мира (труд, деньги, заработная плата, экономия и пр.) и получают начальные навыки рационального финансового поведения. Практикуются различные виды игр и игровых занятий:

-игровое-занятие-соревнование и ролевая игра;

-игровое занятие-обсуждение;

-ролевая игра-спектакль.

Возможна интеграция данных видов игр. Совершенствуется умение общаться, высказывать своё мнение, отстаивать его. Такая деятельность помогает развивать у детей чувства взаимопомощи, дружбы и сопереживания.

Произведения устного народного творчества и художественной литературы распределены по основным темам Программы и призваны помочь воспитателю в формировании у детей финансовой культуры. Ознакомление с рекомендуемыми произведениями способствует выработке у детей трудолюбия, веры в себя, силы воли, смекалки, обязательности, доброты, честности и других важных качеств.Чтение произведений сопровождается обсуждением по прилагаемым вопросам,  а также выполнением определённых заданий, включая физминутки.
Собранные в пособии ситуационные задачи финансового содержания доступны для понимания детьми 5-7 лет. Основу для каждой задачи составляет проблемный вопрос, представляющий живой интерес для ребёнка и отвечающий его социальному опыту.Решение подобных задач способствует выработке обменных операций, формированию умений видеть проблемные ситуации и находить способы их разрешения. Уважаемые родители, помните: вы- полноценные участники образовательных отношений.

Педагоги учреждения познакомят вас с ключевыми принципами успешного финансового воспитания дошкольника. Во время взаимодействия с педагогами группы вы узнаете как правильно и поэтапно сформировать навыки разумного финансового поведения, о чём и как говорить дома с ребёнком  5-7 лет, чтобы заложить у него основы финансовой культуры. Консультационный материал по данному направлению «Говорим с детьми о финансах» будет предложен воспитателями на основе этого пособия.

Интерактивный мини-спетакль — один из самых эффективных методов обучения, обогащающий внутренний мир ребёнка; обучающая сказка-благоприятная среда для раскрытия  и роста творческого потенциала. Основные достоинства мини-постановок — доступность содержания, возможность обсуждения и короткая продолжительность, не позволяющая нестойкому вниманию детей рассредоточиться. Обучение происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и забавными сказочными зверями, так же как дети, изучающими окружающий мир. Цикл обучающих сказок призван выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, соотносить «хочу»и «могу»

На примере  поучительной истории о зайце, который организовал торговлю морковкой, ваш малыш получит первые знания об экономике.  Чтоб об экономике многое узнать, надо эту книгу срочно прочитать!

Успехов нашим юным бизнесменам!

 

Для наглядности рекомендуется использовать мультфильмы на сайте Федерального образовательного проекта «НАВИГАТУМ»:

https://navigatum.ru/detskim-sadam.html

Фрагмент мультфильма «ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ХОДЯТ НА РАБОТУ?» 

Стихи и песни мультфильмы о профессиях «Навигатум: В мире профессий»: www.youtube.com/navigatumru